Поиск по этому блогу

среда, 29 октября 2014 г.

Методика Монтессори. Развитие речи.

Я нашла эту статья достаточно давно. Она описывает упражнения по развитию речи с помощью методики М. Монтессори . Не буду приводить здесь полный текст, оставлю только самые интересные, с моей точки зрения, задания. 

Резонанс гласных звуков
Дети на выдохе медленно произносят гласные звуки а-а-а (о-о-о, у-у-у и т.д.). Голоса детей должны слиться в единый звук. При этом дети могут тихонько похлопывать себя по груди или рядом стоящего по спине.
(Когда обучают детей читать по кубикам Зайцева, там тоже пропевают гласные.)

Звуки в движении
Дети идут по кругу или переступают с ноги на ногу и произносят слоги: ку-ку-ку, гу-гу-гу, ху-ху-ху и т.п. Затем слоги усложняются: кау- кау, гау-гау, хау-хау...

Железновых очень много песенок по слогам, например: "ЗЫ, ЗЫ, ЗЫ, ЗЫ, стало скучно без коЗЫ; ЗЕ, ЗЕ, ЗЕ, ЗЕ, я нарвал травы коЗЕ..." Их можно найти в свободном прослушивании в интернете.)

Слова в трех коробочках

В деревянной коробке 3 коробочки: красная, зеленая и желтая. 

В красной коробочке деревянные фигурки животных, в зеленой – деревянные растения, в желтой – предметы, относящиеся к жизни человека. На начальном этапе дети изучают названия этих фигурок, на втором взрослый просит ребенка показать тот или иной предмет, а потом и самому назвать его. На третьем этапе ребенок учится раскладывать предметы обратно по коробкам.
(Коробочки просто сделать из подручных материалов - коробок из-под обуви, круп и пр., а деревянные фигурки можно заменить распечатанными карточками.)

Карточки с картинками
Изготавливается несколько наборов карточек. 

В зеленой серии – ягоды, цветы, кустарники и деревья. В красной серии – звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. В третьей – посуда, одежда, мебель, транспорт, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т.п.К каждому набору карт имеется одна обобщающая контрольная карта, где нарисованы все предметы, входящие в группу. Сначала дети знакомятся с названиями изображенных предметов, учатся раскладывать карточки на три группы: животные, растения и предметы. И проверяют себя по обобщающей карте. Затем в каждой группе делят карточки ещё на подгруппы: звери – птицы, мебель – транспорт, кусты – деревья и т.д. Учатся называть эти предметы обобщающими словами. С этими карточками можно играть в «Третий лишний», «Что пропало», «Что добавилось», «Что поменялось местами".

Серии сюжетных картинок
Ребенок раскладывает в определенном порядке четыре карточки, объединенные единым сюжетом, и составляет по ним рассказ.

Сенсорные упражнения, помогающие развитию речи:  
- Прикрепление прищепок к ведру, стаканчику, вырезанным из картона силуэтам ежика, солнца, льва
- Соединение скрепками двух и более листов, составление из них длинной цепочки, прикрепление скрепок по краям картона
- Выжимание воды из губки в пустую миску
- Перекладывание бусин из одной миски в другую при помощи пинцета
- Вышивание шнурком на картоне с дырочками (об этом я писала здесь)
- Завязывание и развязывание бантиков
- Наматывание ниток на катушку и их раскручивание
- Подбор к баночкам крышек по размеру, закручивание крышек на банки
- Выкалывание иголкой точек по обозначенному контуру на листе бумаги, положенном на что-то мягкое
- Запуск (закручивание) волчков
- Выдувание мыльных пузырей
- Работа с соленым тестом...

От точки к точке

На карточке нарисованы точки в произвольном порядке. Ребенку надо соединить их карандашом в любой последовательности.

Переписывание
Детям предлагается механически переписывать письменные слоги и слова.

Шершавые печатные и письменные буквы

Шершавые буквы, обозначающие гласные звуки, наклеены на розовые дощечки, а согласные – на голубые. Дети произносят звук и обводят букву пальчиком, запоминая её написание. Когда буквы будут освоены – детям предлагается с закрытыми глазами, на ощупь определять название букв.

(Такой алфавит позабавит и взрослых!!! Я делала английский алфавит. Мои буквы были сделаны из разных на ощупь материалов. И дети правда через некоторое время на ощупь узнавали буквы. Это впечатляло! Насколько я помню, советуют делать шершавые буквы из самой мелкозернистой наждачной бумаги, и пусть вас это не пугает.)

Большой подвижный алфавит
Буквы подвижного алфавита соответствуют размерам шершавых букв и выполнены из дерева. Каждая буква лежит в своей ячейке. Гласные окрашены в розовый цвет, согласные - в голубой цвет. С помощью этого набора букв ребенок учится составлять слоги, слова и предложения.

Чтение названий предметов из окружающей среды

Нужны розовые таблички с тесемками, на которых написаны названия предметов из окружающей среды: шкаф, стол, стул, пол, стена, машина, холодильник и т.д. Ребенок читает название и вешает на соответствующий предмет в комнате или квартире.

(Можно просто написать на листах слова или распечатать карточки. Будет интересно так разбавить непогожие осенне-зимние дни.)

Предложения – задания
На карточках написаны задания: сядь, посмотри в окно, дай карандаш и т.д. Ребенок читает одну карточку за другой и выполняет задания.


Вообще, я считаю, что любая совместная деятельность развивает ребенка и его речевые способности. 
Говорите с детьми много и обо всем! 
Делитесь переживаниями, размышлениями и даже неразрешимыми задачами!

Еще занятия для развития речи, которые я описывала раньше:


Всю статью вы можете прочесть здесь. Автор статьи: Дарья Колдина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий