Поиск по этому блогу

четверг, 7 февраля 2013 г.

Читаем и обсуждаем сказки

Сказки. Как много в этом слове!

Я хочу предложить говорить с детьми ПРО сказки, а не просто читать их вместе.


Мы начинаем читать детям с младенчества и в таком возрасте они, конечно же, еще не могут быть собеседниками. Наверное поэтому мы не замечаем момента, когда дети уже готовы с нами эти сказки обсуждать. 

А ведь каждая сказка или стишок имеет смысл, цель и подтекст. А это уже важно! И нужно не просто "забрасывать" в голову ребенка их как можно больше. Главное, чтобы ребенок учился думать, размышлять, делать выводы и анализировать. 

Конкретнее о том, что нужно обсудить после прочтения сказки:
  1. Сюжет сказки (и об этом можно долго говорить).
    Это развивает память, речь, умение пересказывать и воспроизводить нюансы.
  2. Задавать вопрос "почему?": почему волк сделал так; почему заяц именно так ответил лисе; а хорошо или плохо, что мышка начала всех пропускать в рукавичку? и т.д и т.п.
    Это даст возможность детям через себя пропускать вопросы морали и многие другие аспекты человеческих отношений. 
книга "Бременские музыканты" с интересными 
иллюстрациями Льва Каплана
То есть не мы будем указывать, что ТАК нельзя делать и этого нельзя говорить, а у ребенка будет возможность на примере сказки САМОМУ до этого додуматься. Это же такое важное открытие!

Приведу пример, который поразил меня саму. Мы вместе с ребятами читали "Пан Котофей" и потом обсуждали, что же там такого в этой сказке произошло. Во время разговора меня осенил смысл сказки и я начала так задавать вопросы, чтобы дети сами дошли до вывода. Вывод меня поразил своей очевидностью - лесные звери никогда не видели домашнего кота, а поэтому его испугались, т.е. мы боимся того, чего не знаем, с чем не знакомы. Все просто, но для меня это было откровение!

Кстати, эти обсуждения и мне самой очень интересны и полезны, ведь дети часто затрагивают разные и неожиданные аспекты сказки.

Давайте придавать сказкам больше значения. На самом деле они могут стать очень важным инструментом развития ребенка. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий